Россия готова к любым изменениям ситуации в сфере безопасности в Черноморском регионе, в том числе к усилению присутствия сил НАТО. Так в российском МИД ответили на заявления постпреда США при альянсе Кэй Бэйли Хатчисон, которая сообщила о намерении НАТО «гарантировать для украинских кораблей безопасный проход через Керченский пролив». В Совфеде отметили, что подобные инициативы лишь усиливают напряжённость в регионе. Между тем в Госдуме подчеркнули, что наличие натовского флота в Чёрном море никак не повлияет на правила прохода кораблей через Керчь-Еникальский канал.
- Крымский мост через Керченский пролив
- © most.life
В Кремле отрицательно относятся к заявлению постпреда США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон о том, что Североатлантический альянс намерен обеспечить безопасность прохода кораблей Украины через Керченский пролив. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Мы не понимаем, что имеется в виду. Ситуация с Керченским проливом и судоходством хорошо известна, и в соответствии с международным правом, с международными законами позиция России весьма последовательна, и она тоже хорошо известна», — сказал Песков.
Как заметил заместитель главы Министерства иностранных дел Александр Грушко, любые военные манёвры сил НАТО негативно скажутся на региональной безопасности.
«Если потребуются с нашей стороны дополнительные военно-технические меры, мы их примем. С военной точки зрения мы, разумеется, готовы к любым возможным поворотам в сфере военной безопасности в этом регионе», — пояснил дипломат.
Он также добавил, что НАТО в попытках «удержать распадающийся западный мир» выстраивает свой политический курс вокруг «демонизации России».
Во вторник, 2 апреля, постпред США при Североатлантическом альянсе Кэй Бэйли Хатчисон на брифинге для иностранных журналистов в Вашингтоне рассказала о так называемом черноморском пакете мер, который должен быть принят в ходе министерской встречи на саммите стран — членов НАТО 3—4 апреля.
Российская повестка: на саммите НАТО обсудят присутствие альянса в Чёрном море и ситуацию вокруг ДРСМД
В Вашингтоне 3 апреля открывается двухдневный саммит глав МИД стран НАТО. Основные темы — расширение военного присутствия альянса в...
«Это пакет, который усиливает разведку, в том числе воздушную, и предполагает вхождение большего числа кораблей стран НАТО в Чёрное море, чтобы гарантировать для украинских кораблей безопасный проход через Керченский пролив», — подчеркнула дипломат.
Она также назвала «абсолютно неприемлемым» якобы агрессивное поведение России во время инцидента в Керченском проливе, в результате которого были задержаны украинские военные корабли и экипажи судов. В связи с этим, по её мнению, НАТО должно гарантировать для стран региона (Украина, Румыния, Болгария и Грузия) свободу от российского «вмешательства».
Напомним, что инцидент в Керченском проливе произошёл 25 ноября 2018 года. Тогда три корабля ВМС Украины незаконно пересекли государственную границу РФ и вошли в российские территориальные воды. Сотрудники погранслужбы ФСБ были вынуждены применить силу: суда, на которых находились 22 моряка и два сотрудника СБУ, были задержаны. В настоящее время граждане Украины находятся под стражей в России. В Москве неоднократно подчёркивали, что случившееся было провокацией со стороны Киева.
«Украина как источник нагнетания»
По мнению члена Совета Федерации от Республики Крым Ольги Ковитиди, в НАТО используют провокационные действия Украины в отношении России для наращивания собственного присутствия у отечественных рубежей.
«Мы сегодня должны рассматривать это как дестабилизирующий фактор, как нагнетание внешнеполитической повестки в данном регионе, которое не способствует стабильности и развитию черноморского бассейна в целом. Никаких препятствий для осуществления судоходства, прохода и нахождения судов в Чёрном море сегодня не существует. Именно поэтому мы можем рассматривать настоящее заявление исключительно как источник для того, чтобы нагнетать внешнеполитическую повестку», — пояснила сенатор в беседе с RT.
Она также напомнила о том, что конвенция Монтрё однозначно определяет порядок прохода и нахождения судов в Чёрном и Азовском морях. С 1936 года этот документ регулирует допуск военно-морских сил в Чёрное море. Согласно положениям конвенции, военные корабли государств, у которых нет выхода к Чёрному морю, могут находиться там не дольше 21 дня.
Под наблюдением «Ивана Хурса» и «Василия Быкова»: Черноморский флот России взял на сопровождение группу кораблей НАТО
Корабли Черноморского флота России «Иван Хурс» и «Василий Быков» взяли на сопровождение нидерландский, испанский и канадский фрегаты...
«Любые дополнительные меры регулирования, в том числе намерения, озвученные постпредом США при НАТО, носят исключительно декларативный характер. Вся ответственность за нагнетание внешнеполитической повестки в Черноморском регионе будет возложена на Североатлантический альянс и их союзников», — сказала она.
В свою очередь, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв также указал, что Киев может самолично гарантировать своим кораблям безопасный проход кораблей, если будет следовать инструкциям, которые уже однажды соблюдал. В сентябре 2018 года два украинских судна в сопровождении российских кораблей береговой охраны проследовали по Керчь-Еникальскому каналу, пройдя под Крымским мостом.
«Безопасный проход украинских судов через Керченский пролив может гарантировать только одно — строгое соблюдение Украиной установленных правил прохода, что она уже в своё время делала с успехом и не встретила проблем с российской стороны», — написал он в Facebook.
В свою очередь, депутат Госдумы от Республики Крым Руслан Бальбек также добавил, что присутствие сил НАТО не изменит ситуацию.
«Насчёт прохода украинских кораблей через Керченский пролив: как бы в НАТО ни рвали на груди рубаху, корабли пройдут через него только по российским правилам — и ничьим другим. Пусть НАТО хоть половину своего флота в Чёрное море запустит», — сказал он в беседе с RT.
По мнению депутата Госдумы от Севастополя Дмитрия Белика, формат прохождения судов через Керченский пролив не претерпит изменений и будет по-прежнему регулироваться Москвой ради обеспечения безопасного судоходства.
«Сколько бы они там, в альянсе, ни ломали копья по поводу Керченского пролива, мы сами решим, как там будут ходить корабли, тем более военные. И на любую наглую провокацию в наших территориальных водах ответим жёстко и, если понадобится, с применением оружия. Так что все эти пакеты каких-то мер можно смело пустить на ветер, потому что без нашего разрешения военные корабли через Керченский пролив будут ходить только на бумаге», — цитирует слова парламентария РИА Новости.