Фото:
Lenta.ru
В Москве начал работу первый международный форум «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» (AlumForum). Он пройдет со 2 по 5 апреля в рамках Международной специализированной выставки строительных, отделочных материалов и технологий RosBuild 2019.
Инициатором форума стала Алюминиевая ассоциация, объединяющая более 100 предприятий российской промышленности, на которые приходится более 67 процентов объема производства алюминиевой продукции высоких переделов. Организаторами мероприятия выступили Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов, генеральным партнером — компания «Русал».
Нынешний интерес к «крылатому металлу» неслучаен — сферы его применения расширяются. А основные его свойства — легкость, прочность, пластичность и большой выбор возможностей для использования — сделали алюминий приоритетным выбором в различных сферах современной промышленности: от бытовых приборов и спортивного оборудования до мостов, стадионов и космических ракет.
Лидерами по потреблению алюминия в современном мире являются страны с развитой автомобильной промышленностью, в первую очередь Германия и Южная Корея. В этих странах уровень среднедушевого потребления этого металла превышает 26 килограммов в год. В США, Швеции, Японии, Китае — 15-16 килограммов в год. Для сравнения, в России — около 6 килограммов в год. Такой уровень потребления связан прежде всего с производством высокотехнологичной продукции, произведенной из современных сплавов с уникальными характеристиками по прочности и безопасности.
Но и другие страны стараются не отставать: по итогам 2017 года рост потребления алюминия в Индии составил 5 процентов, в Китае — 8 процентов, в России — 11 процентов. При этом, по данным Алюминиевой ассоциации, почти 30 процентов объема потребления в России обеспечивается за счет импорта. И это не только полуфабрикаты и необработанный алюминий (на них приходится лишь 26 процентов общего объема импорта). Оставшиеся 74 процента — это конечные изделия: бытовые товары, строительные конструкции и профили (включая оконные и дверные), трубы, резервуары и многое другое.
Сейчас, как отметили участники форума, Россия пока заметно отстает от мирового уровня потребления алюминия, однако этот показатель во всех сферах растет на 3-5 процентов. При этом, подчеркнули выступавшие, российская алюминиевая отрасль имеет огромный потенциал роста за счет возможности производства продукции высоких переделов. «Нам необходимо продавать не первичный алюминий, а создавать собственную продукцию с использованием алюминия с высокой добавленной стоимостью и экспортировать эту продукцию на внешние рынки», — отметил Виктор Евтухов.
«У российской промышленности есть огромный потенциал для импортозамещения, а также для создания конкурентоспособной продукции, которая может быть востребована на многих рынках», — отметил председатель Алюминиевой ассоциации Виталий Трищенко. Импортозамещение, по его словам, в данном случае не цель, а способ развития, главным образом, российских регионов, поскольку речь идет о высокотехнологичных производствах, создании новых рабочих мест, новых разработках. «Мы считаем, что потенциал российского рынка — увеличение к 2021 году переработки до 1,5 миллиона тонн, а общего объема рынка алюминиевых продуктов — до 2 миллионов тонн», — отметил он. По словам Виталия Трищенко, более половины всего прироста должно быть обеспечено развитием экспорта алюминиевой продукции высоких переделов в долгосрочной перспективе. При этом высокий потенциал роста потребления имеют все основные отрасли — автопром, транспортное машиностроение, энергетика, производство товаров народного потребления и, конечно, строительство.
Для строительства алюминий, по словам президента САР Николая Шумакова, является идеальным материалом благодаря своим уникальным свойствам и характеристикам. Его низкий вес, коррозионная стойкость и прочность позволяют использовать этот металл в самых различных архитектурных формах.
Он также напомнил, что визитной карточкой алюминия в современной архитектуре являются небоскребы St Mary Axe в Лондоне, GT Tower east в Сеуле, центр развлечений Ferrari World в Абу-Даби, гостиничный комплекс Gaylord Texan Resort & Convention Center в американском Грейпвайне (штат Техас).
В России также найдется немало примеров успешного применения алюминия в строительстве. В частности, алюминий был одним из ключевых материалов при строительстве олимпийских объектов в Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года, при возведении делового комплекса «Москва-Сити» и «Иннополиса» в Татарстане. К Универсиаде в Красноярске из алюминия был построен Ледовый дворец «Кристалл арена», стадион «Енисей». Кроме того, алюминий традиционно применяется при строительстве пассажирских терминалов аэропортов (в Перми, Казани, Красноярске), станций Московского метрополитена.
Одна из крупнейших сфер применения алюминия в строительстве — мостовые конструкции. Сегодня в мире насчитывается более 250 тысяч пешеходных и велосипедных мостов из алюминиевых сплавов. В России на сегодняшний день построено шесть таких и два еще строится.
В целом же 26 процентов мирового потребления алюминия приходится именно на строительство. Это, как отметил директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ «Русала» Юрий Шивилов, подтверждает уникальные свойства этого металла и широкие возможности его применения в строительстве и архитектуре. Именно поэтому Алюминиевая ассоциация уделяет большое внимание данному направлению. В рамках ассоциации успешно функционирует сектор «Строительство», в состав которого входят крупнейшие компании отрасли. Основными задачами является инициирование и реализация проектов, актуализация нормативной базы и популяризация алюминия.
В настоящее время, подчеркнули участники форума, перед строительной отраслью стоят задачи внедрения в практику современных технологий и материалов. И использование алюминия здесь станет оптимальным решением. В частности, важнейшим направлением расширения потребления этого металла станет его применение в рамках реализации ряда национальных проектов в сфере строительства жилых зданий, школ, объектов культуры и спорта.
Применение инновационных решений на основе алюминиевых сплавов в сфере жилищного, дорожного, транспортного строительства позволит, по словам участников форума, создать безопасную, энергоэффективную инфраструктуру с минимальными эксплуатационными затратами.
При этом участники дискуссии отметили, что при всех преимуществах алюминия в настоящее время сферы его применения не так широки, как хотелось бы. Мешает этому, по словам Виталия Трищенко, неактуальная нормативная база в данной области, которая в настоящее время находится в процессе пересмотра. Кроме того, в России, по словам председателя Алюминиевой ассоциации, пока отсутствует культура потребления алюминия. «Если во всем мире он применяется десятилетиями и очень широко, то у нас проектировщики и архитекторы неохотно закладывают его в свои объекты, ссылаясь в том числе на отсутствие нормативной базы», — заключил он.
В настоящее время, как рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, Алюминиевая ассоциация ведет работу по устранению пробелов в нормативно-технической базе в части применения алюминия, а Минпромторг всячески поддерживает эту работу. В частности, ведомство формирует программу по актуализации действующих и разработке новых документов по стандартизации в части, касающейся расширения применения продукции из алюминия и алюминиевых сплавов в различных сферах деятельности. Для этого создано экспертное сообщество, поскольку, отметил замминистра, только благодаря слаженной работе экспертов можно сформировать полноценный стратегический документ, способный в полной мере раскрыть возможности применения алюминия.
Замминистра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков на это заметил, что сейчас министерство находится «на стадии актуализации нормативно-технической базы — это прежде всего своды правил, ГОСТы и другие документы по стандартизации». Однако, подчеркнул он, процесс этот занимает определенное время, поскольку для включения в документы новых технологий, требуется консенсус в экспертном сообществе относительно того, что новые нормы можно применять как универсальные. «Это нормальный процесс нахождения баланса между инновациями и безопасностью. И эта работа, которая ведется уже два года, должна начать приносить свои плоды», — отметил замминистра. В качестве примера он привел два пешеходных моста в Красноярске и Нижнем Новгороде, которые были созданы из алюминия и разработаны на основе специальных технических условий. В настоящее время эти разработки стали основой свода правил, позволяющих сделать универсальным процесс возведения таких конструкций, и в самое ближайшее время эти документы в отношении пешеходных мостов будут утверждены. Далее начнется обсуждение вопроса о возможности разработки алюминиевых мостов для автомобилей — это потребует больших исследований, решения большего количества технических вопросов и большего времени на поиск консенсуса в экспертной среде. «Я бы не стал говорить, что нам что-то мешает, — отметил Дмитрий Волков. — Сейчас идет нормальный процесс, в котором нам просто надо сделать свою работу профессионально. И у нас в этом смысле все возможности применения в том числе алюминия в том числе в строительстве появятся».
Виктор Евтухов, в свою очередь, отметил, что Россия набрала неплохие темпы потребления алюминия, в том числе в строительной сфере — примерно 21 процент всего потребления. Еще 20 процентов металла идет на фольгу и упаковочные материалы, 18 процентов используется в энергетике, 16 процентов на транспорте и 25 процентов — в прочих отраслях.
«У нас есть все возможности для применения алюминия не только в строительстве, но и в энергетике, и в машиностроении, других отраслях», — отметил он. При этом замминистра промышленности и торговли подчеркнул, что не следует навязывать производствам какой-то определенный материал. «Мы не должны никому ничего навязывать. Мы должны дать право выбора — чтобы и архитекторы, и застройщики, и девелоперы могли иметь возможность выбрать, что применять эффективнее, качественнее, технологичнее, — отметил Виктор Евтухов. — Для нас одинаково важными отраслями являются и черная металлургия, и цветная, и производство строительных материалов. Главное, чтобы у участников рынка был выбор, а когда есть выбор, есть конкуренция, борьба за себестоимость и качество».