Три «Чакры»: Как индийский флот шел к атомному подплаву

<br />
Три «Чакры»: Как индийский флот шел к атомному подплаву<br />

Фото:
Профиль

Комментарии

Атомная многоцелевая подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971. По индийской классификации: S72 Chakra

Три «Чакры»: Как индийский флот шел к атомному подплаву7 марта 2019 года Моска и Нью-Дели подписали соглашение о передаче в аренду ВМС Индии российской атомной подводной лодки пр. 971. Это уже третья в истории взаимоотношений двух стран субмарина со специальной энергетической установкой, которую индийцы будут использовать на правах аренды. Первая эпопея началась почти 40 лет назад — в начале 1980-х.

Чакра первая — легендарная

ВМС Индии, которые исторически сформировались как часть Королевского флота Великобритании, поначалу предпочитали покупать корабли бывшей метрополии. Флот позже других видов вооруженных сил Индии начал поиск альтернативных источников закупок вооружения и техники. Однако к 1960-м годам Лондон утратил интерес к поддержанию особых отношений с Дели, британцы перестали предоставлять индийцам льготные кредиты на покупку своих вооружений, и индийские ВМС начали переориентацию на советскую технику. В 1960-е Индия получила из СССР подводные лодки проекта И641, десантные корабли и ракетные катера проекта 205, оснащенные противокорабельными ракетами П-15. Во время третьей индо-пакистанской войны эти катера предприняли рейд на Карачи и подвергли пакистанский флот беспощадному избиению, полностью парализовав его активность и нанеся большой ущерб портовой инфраструктуре. Триумф 1971 года сильно укрепил авторитет советской военно-морской техники, и с тех пор индийские моряки стали, пожалуй, самыми верными адептами военно-технического сотрудничества с Москвой среди всех трех видов вооруженных сил Индии.

Апофеозом сотрудничества в военно-морской области стала передача в аренду советской атомной подводной лодки проекта 670. В апреле 1981-го во время визита в Индию военной делегации во главе с Начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза Н. В. Огарковым, советской стороной было сделано масштабное предложение о содействии в создании атомного подводного флота. Индийцам предложили техническую помощь в разработке технологий, проектировании и строительстве будущей индийской атомной подводной лодки, а также о передаче в аренду сроком на пять лет советской атомной субмарины и предварительной двухлетней программе подготовки ее индийского экипажа. Сторонами обсуждалась возможность передачи Индии по схожей схеме и второй такой подлодки.

ВМФ СССР выделил для передачи Индии головную крейсерскую атомную подводную лодку К-43 проекта 670 (шифр «Скат»). Корабль находился в строю ВМФ СССР с 1967 года и был оснащен восемью противокорабельными ракетами подводного старта комплекса П-70 «Аметист». В августе 1982-го делегация во главе с командующим индийскими подводными силами адмиралом Шекхаватом осмотрела лодку и приняла окончательное решение о выборе для аренды субмарины именно этого проекта. Ранее рассматривалась также возможность аренды атомной торпедной лодки пр. 671 (шифр «Ерш»), но выбор в пользу «Ската», скорее всего, был предопределен возможностью применения этим кораблем ракетного оружия. Лодки пр. 671 такого потенциала не имели: неядерных «Калибров», которые можно запускать из торпедных аппаратов, тогда еще не было, а их предшественник «Гранат», во-первых, только проходил испытания, а, во-вторых и в главных — был исключительно ядерным.

С августа 1982 по июль 1984-го в связи с готовящейся передачей Индии К-43 прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 06709 на Дальневосточном заводе «Звезда» в Большом Камне. Два полных и офицерский состав третьего индийских экипажей проходили подготовку в СССР с 1982 года, и начали обучение непосредственно на К-43 с марта 1985-го. Все индийские моряки были опытными подводниками, но ранее служили, разумеется, только на дизельных лодках. Кандидаты в будущие индийские командиры и старпомы атомохода имели опыт командования лодками пр. И641. До того как попасть на борт К-43 индийцы прошли теоретический кур обучения в бухте Улисс на окраине Владивостока. Огромную роль в организации учебного процесса сыграл советский командир лодки К-43 капитан третьего ранга Александр Теренов, который спланировал весь учебный процесс и боевую подготовку индийских моряков. Он же настоял на том, чтобы советский инструкторский экипаж сформировали из лучших специалистов 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. Поскольку кораблю шел уже двадцатый год, особое внимание уделялось отработке борьбы за живучесть. Кроме того, много времени и сил потребовалось для того, чтобы изменить «засадную» психологию подводников, служивших на тихоходных дизельных субмаринах, и привить им агрессивный и наступательный дух, присущий экипажам атомоходов. Возможности атомной лодки позволяют действовать гораздо активнее и не ждать, когда противник буквально «наползет» на тебя. Но при этом возрастают и требования к реакции на разного рода внештатные ситуации.

В апреле 1986-го боевая учеба завершилась, индийские моряки вернулись на родину, а лодка снова встала в ремонт на заводе «Звезда» в Большом Камне, поскольку за время учебы ресурс основных механизмов был подрастрачен. Весной следующего года советские специалисты Главного инженерного управления, ВМФ и промышленности проинспектировали пункт будущего базирования лодки в главной базе Восточного командования ВМС Индии в Визакхапатнаме. Привыкшие к, мягко говоря, весьма аскетичным условиям базирования советских подводных лодок, русские были впечатлены подготовительной работой к приему субмарины. Место будущего базирования находилось на территории судоремонтного завода, где были построены мастерские, офисные помещения для экипажа и инструкторов, установлены автономные источники энергоснабжения и воды, краны для погрузки оружия.

Контракт на передачу лодки Индии подписали 24 августа 1987. Но тогда же начались и первые неприятные сюрпризы. Без объяснения причин срок аренды был сокращен с пяти до трех лет. Индийский экипаж между тем вернулся во Владивосток и приступил к приемке корабля и восстановлению подзабытых навыков обращения с атомоходом. В октябре 1987-го всего за двое суток до окончания приемки командование ТОФ внезапно получило из Москвы команду передачу корабля прекратить, иностранцев с лодки убрать. Индийцы были шокированы. Они уже потратили серьезные средства на подготовку людей и постройку инфраструктуры. В Москву немедленно вылетел премьер-министр Раджив Ганди, которому удалось убедить советское руководство не разрывать контракт. Лишь после этого блиц-визита Москва дала окончательную санкцию на прием лодки индийским экипажем.

5 января 1988 на бывшей К-43 в Большом Камне был поднят индийский военно-морской флаг и лодка получила новое название S 71 Chakra. На борту, помимо индийского экипажа, находились 38 советских офицеров и технических специалистов и четыре переводчика. Первыми индийцами, встретившими лодку на внешнем рейде Визакхапатнама и поднявшимися на ее борт, стали Раджив Ганди, министр обороны, главком ВМС и командующий Восточным командованием ВМС Индии. Для индийского флота наступила новая эпоха.

В течение трех лет S71 несла боевую службу в составе индийских ВМС. Условия эксплуатации корабля сильно отличались от арктических и тихоокеанских вод, где ранее несла службу К-43. Здесь советская техника работала при очень высокой температуре и солености воды и большой влажности воздуха. Холодильные машины не справлялись и часто выходили из строя. Забортная арматура и весь корпус подвергались быстрой коррозии, что приводило к поступлению воды и даже пожарам. На борту помимо индийского экипажа постоянно находились не менее 10 советских специалистов и советский командир лодки-старший группы советских военных специалистов на объекте «S».

5 июня 1990 на лодке произошла самая серьезная за весь период аренды авария. Несмотря на возражения старшего группы советских специалистов, индийский командир С. Ч. Ананд решил погрузиться на глубину 250 метров. Изношенная в результате интенсивной эксплуатации лодка не выдержала нагрузки — на глубине 180 метров давлением вырвало патрубок системы охлаждения вспомогательного оборудовании, в результате трюм одного из отсеков в секунды оказался заполнен водой, повредившей электрооборудование, из-за чего возник пожар. На глубине 160 метров корабль остался без хода, без электропитания, горизонтальные рули заклинило, на нижней палубе начался пожар, трюм центрального отсека был затоплен. В этой ситуации и пригодились навыки, полученные во время многочисленных тренировок по обеспечению живучести корабля. Хотя, похоже, главную роль в спасении лодки сыграл Теренов и другие советские специалисты. Все решали буквально секунды, но благодаря слаженным действиям пожар был потушен, лодка всплыла, провентилировалась и своим ходом при нормальной радиационной обстановке вернулась на базу. Ремонт занял всего три месяца, уже в августе корабль продолжил несение боевой службы.

В течение трех лет лодка прошла 72 тыс. морских миль, реактор проработал 430 суток, было произведено пять ракетных и 42 торпедные стрельбы. Индия ставила вопрос о продлении аренды, но твердое в своей решимости добиться благосклонности американцев горбачевское руководство СССР было непреклонно и настаивало на возвращении субмарины. 5 января 1991, ровно через три года после поднятия индийского флага Chakra прибыла обратно в СССР, где вернулась в состав Тихоокеанского флота как Б-43. Уже в июле 1992-го как устаревшая она была списана и утилизирована в 2006-07 годах.

Индия на 20 лет лишилась возможности эксплуатации атомных лодок, а полученный ее моряками в 1988-90 годах опыт был практически полностью утрачен. Однако командиры и старпомы первой Чакры сделали отличные карьеры и заняли высокие командные посты. Например, уже упомянутый Ананд возглавил подводные силы ВМС Индии.

Чакра вторая — проблемная

4 октября 2000 года между Индией и Российской Федерацией было заключено межправительственное соглашение о передаче в аренду находящейся в недостроенном состоянии с начала 1990-х на ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре атомной многоцелевой подводной лодки К-152 «Нерпа» (строительный номер 518) проекта 971, ее достройке, поставке ЗИПа и вооружения, а так же обучении личного состава. В дальнейшем предусматривалась возможность аналогичной передачи другой находящейся на АСЗ недостроенной однотипной атомной подлодки с заводским номером 519. Готовность лодки «Нерпа», постройка которой началась еще в 1986-м, к этому времени оценивалась в 86,5%, а лодки безымянного заказа 519 — почти в 60%. На «Нерпе» был даже загружен реактор. Окончательный контракт на передачу и достройку «Нерпы» для Индии был подписан 1 июня 2005 года.

В ноябре 2004-го Роспром подписал контракт с АСЗ на возобновление строительства атомных подводных лодок проекта 971 со строительными номерами 518 и 519, хотя фактически достраивалась в итоге только первая лодка. «Нерпа» была выведена из эллинга завода 24 июня 2006 и передана на испытания в начале 2008-го. Индийский личный состав «Нерпы» обучался с октября 2005-го в российском центре подготовки личного состава атомных подводных лодок в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом (до 200 индийских офицеров).

Первоначально передача «Нерпы» по контракту должна была состояться 15 июня 2008 года. Однако Амурский судостроительный завод находился в то время не в самом лучшем состоянии. Предприятие управлялось Концерном средне— и малотоннажного судостроения (КСМК), которым владел Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ). Частные владельцы гораздо больше интересовались организацией в правильном направлении финансовых потоков, а не достройкой лодки. Впоследствии против топ-менеджмента КСМК и АСЗ была открыта целая пачка уголовных дел.

По причине плохого менеджмента и сложности проекта срок сдачи «ушел вправо» на 3,5 года. Особенно сильный удар нанесла катастрофа, произошедшая уже на этапе испытаний 8 ноября 2008, когда из-за нештатного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек. Во время испытаний была также выявлена низкая надежность работы ряда систем и механизмов, а также оружия. Индийцы всерьез рассматривали возможность прекращения проекта и отказа от аренды лодки. Но затраченные средства и желание обладать атомоходом оказались сильнее отвращения, которое индийские моряки к этому времени питали к АСЗ.

Акт о передаче ВМС Индии лодки был подписан только 30 декабря 2011 года. Лодка получила индийское название S72 Chakra. Индийский экипаж принял лодку 23 января 2012-го на территории завода судового оборудования «Восток» в Большом Камне (филиала АСЗ). 21 февраля корабль вышел в Индию, придя на военно-морскую базу Рамбилли близ Вишакхапатнама 31 марта, а 4 апреля Chakra была там официально введена в состав индийского флота.

Таким образом, несмотря на все трудности, 20 лет спустя после возвращения предыдущей атомной подводной лодки S 71 Chakra проекта 06709 Индия вновь получила российскую субмарину, и теперь уже окончательно стала шестой страной в мире, обладающей атомным подводным флотом.

Чакра третья — загадочная

Считается, что срок аренды второй Чакры истекает в 2022 году, и чтобы избежать нового перерыва в эксплуатации атомоходов, Индия должна была торопиться с решением вопроса об аренде третьего корабля. На волне сближения с США в Нью-Дели одно время пребывали в наивной иллюзии, что вскоре индийские ВМС получат в аренду американскую атомную субмарину. Но, увы и ах, новый друг оказался не таким щедрым как русские, и пришлось вновь обращаться к старому и проверенному партнеру.

В октябре 2016 года во время проведения саммита БРИКС в Гоа было подписано российско-индийское межправительственное соглашение об аренде третьей лодки. После этого начались трехлетние коммерческие переговоры. В декабре прошлого года газета «Ведомости» сообщала, что делегация во главе с главкомом ВМС Индии адмиралом Сунилом Ламба посетила Северодвинск, где на судоремонтном предприятии «Звездочка» находятся АПЛ проекта 971 «Самара» и «Братск». Наблюдатели считают, что тогда, вероятно, и было принято решение о выборе одного из этих кораблей для передачи ВМС Индии. Однако ранее обсуждалась также возможность передачи в аренду более старой лодки «Кашалот», достройка корпуса с заводским номером 519, который догнивает на Амурском судостроительном заводе, строительство лодки с нуля, а индийцы якобы даже ставили вопрос о возможности аренды лодки нового поколения проекта 885 «Ясень». В настоящее время нет полной ясности по поводу того, какое же решение в конечном счете было принято. Уверенно можно лишь утверждать, что это точно не будет 519 заказ, ибо второй раз с АСЗ индийцы связываться не станут. Пока доверять можно только сообщениям обычно хорошо информированной индийской прессы о самом факте подписания 7 марта контракта. ВМС Индии получат субмарину по информации СМИ в 2025 году. При этом аренда второй Чакры, которая по первоначальным планам должна закончиться в 2022-м, будет продлена как минимум до этого срока. Стоимость контракта оценивается в 210 млрд рупий ($3,2 млрд).

История пребывания советского и российского атомоходов в аренде ВМС Индии, таким образом, полна драматических моментов, связанных и с политикой, и с экономикой, и с техникой. Хаотичные шараханья горбачевского руководства, беспредел в российской оборонной промышленности и в ВМФ, сближение Индии с США — все это каждый раз создавало риски прекращения нашего сотрудничества с Индией в этой области. Но всякий раз трудности преодолевались и взаимовыгодная кооперация продолжалась.

rambler.ru